БАТИК




МАСТЕРСКАЯ «БАТИК»



Программа рассчитана на 420  учебных часов и предусматривает 3 этапа обучения: 1-й этап – 8 класс (II полугодие), 2-й этап – 9 класс (I и II полугодие), 10 класс (I полугодие), 3-й этап – 10 класс (II полугодие), 11 класс (1 полугодие).



Направление программы:

направленная на формирование у учащихся навыка декоративной переработки природных форм,  изучение особенностей технологии росписи ткани, с целью практической реализации полученных знаний в процессе проектирования и создания изделий.



Цель:

Получение знаний и навыков по предмету «Батик».



По структуре:

Программа многоуровневая, целевая, непрерывная, преемственная.



По содержанию деятельности:


–                   Образовательная;


–          Развивающая творческое воображение учащихся.



Особенности программы:


Программа рассчитана на 3 года обучения, учитывает особенности детей среднего и старшего школьного возраста, имеющих базовые навыки по рисунку, живописи, композиции, но не имеющих специальной подготовки по данной дисциплине. Программа отрабатывается на практике с 1985 года. Программа по своей структуре многоуровневая. Процесс обучения проходит последовательно от «простого к сложному». Данная программа отличается тем, что в процессе обучения подростки чередуют различные виды деятельности, переходя от изучения особенностей декоративной переработки формы к непосредственному декорированию ткани; от изучения приемов росписи и эффектов к применению полученных знаний в процессе создания изделия.                                                                                  По содержанию деятельности программа декоративно-прикладная, ориентированная на предпрофессиональную подготовку школьников по направлению художественная роспись ткани; углубленное изучение ими технических особенностей как традиционных, так и современных видов декорирования ткани; овладения навыком создания интерьерных изделий.                                                                                                            Следует отметить, что в условиях художественно-творческой деятельности активно развивается воображение обучающихся, исходя из этого, педагогически обоснованным является разработка и выбор содержания обучения. Школьники подросткового возраста увлеченно и  с интересом занимаются изучением  художественной росписи по ткани. Им нравится процесс ведения росписи, художественное оформление текстильных изделий. Участие в выставках детского творчества в дополнительном образовании дает учащимся дополнительный стимул для дальнейшей работы по улучшению выразительности,  художественного качества декоративно-прикладных работ.                                                                   Только знания технологии процесса не дают возможности создания художественной вещи.  Поэтому  одной из основных целей курса «Роспись тканей» является – обучение школьников способам стилизации, знакомство учащихся с  общими понятиями  декоративной композиции, с помощью которой сокращается путь решения любой творческой задачи в декоративно-прикладном и монументальном искусстве. Параллельно изучению декоративной композиции идёт технологическая подготовка подростков.  развитие творческого мышления учащихся, средствами занятий декоративной переработкой природных форм, формирование устойчивого навыка в создании художественных произведений.                Изучение на занятиях по художественной росписи ткани особенностей декоративной композиции дает возможность учащимся более полно овладеть изобразительной грамотой, совершенствовать и развивать не только технические навыки, но и творческое воображение.                         Курс занятий декоративной росписью ткани включает в себя, как теоретические  беседы (лекции), так и практические занятия, осуществляемые по принципу «от простого к сложному».                      Вводная беседа по истории развития художественной росписи ткани предусматривает общее знакомство с народным творчеством различных стран в области декорирования текстиля; основными видами декоративной композиции, кратким обзором истории развития композиции в технике «Батик»

,

историей развития технологии крашениия.                             Процесс создания изделия в технике батик неотделим от процесса создания эскиза, поэтому для работы над композицией необходимы домашние задания, включающие в себя сбор материала, зарисовки, наброски, копии. В процессе работы над композицией подростки изучают возможности графических материалов, создают художественный образ, используя такие приемы, как линия, штрих, пятно.                                                          Программа предусматривает 3 этапа обучения.                                       Каждый этап имеет свои конкретно выраженные

цели и задачи

.



1-й этап обучения 8-й класс 2-е полугодие

.



Цели обучения:


  1. Развить творческое мышление школьников, воображение, память, умственные и зрительные способности.



Задачи обучения

:


  1. Познакомить школьников с историей техники батик. С этой целью предлагается ряд лекций познавательного характера, которые включают в себя: показ электронных презентаций, готовых  изделий.

  2. Дать детям первоначальные понятия о декоративной переработке формы, особенностях декоративной композиции. Для этого учащимся предлагается блок практических заданий, в процессе выполнения которых они подробно знакомятся со средствами художественного выражения композиции.

  3. Получить первоначальные навыки в декорировании ткани. Изучить материалы, необходимые для выполнения изделия в технике художественной росписи по ткани; технологические особенности росписи в технике холодный батик.



2-й этап обучения 9-й класс 1-е и 2-е полугодия

,



10-й класс 1-е полугодие.




Цели обучения

:


  1. Данная программа продолжает углубленное изучение декоративной переработки форм, профессиональных навыков крашения ткани.

  2. Программа данного этапа обучения ставит своей целью дальнейшее изучение особенностей декоративной композиции, особенностей ее решения в зависимости от конечного изделия и изготовление вещи по разработанным эскизам.



Задачи обучения

:


  1. Повысить уровень развития творческого мышления, расширить их возможности в самореализации.

  2. Углубить и расширить представление учащихся об искусстве росписи ткани (посещение выставок, музеев, специализированных учебных заведений).

  3. Познакомить учащихся как с традиционными техниками и приемами росписи ткани, так и с последними тенденциями в декорировании текстильных изделий. Научить применению различных эффектов для достижения наибольшей выразительности.



3-й этап обучений 10-й класс 2-е полугодие,



11-й класс 1-е полугодие



Цели обучения

:


  1. Развитие восприятия форм, цвета и других визуальных признаков объекта

  2. Изучение принципов объемно-пространственной композиции.



Задачи обучения

:


  1. Научить создавать художественный образ, сообразуясь с конечной формой изделия, выбирая индивидуальную композицию, ложащуюся в основу конечного изделия.


Умение выбрать материалы и  технику исполнения для передачи творческого замысла.