ПРОЕКТИРОВАНИЕ



Программа «Дизайн» рекомендуется для одногодичного обучения учащихся 5 — 10 классов в художественных школах. Направление программы:  формирование общей и проектной культуры учащихся,начальная профессиональная ориентация.



По содержанию программа: целевая, непрерывная,приемственная.



По содержанию  деятельности программа: образовательная, развивающая художественные способности, воображение, образное и  объемно пространственное мышление, способности проектной деятельности с помощью объемно-пространственных и графических  средств.



Особенности программы: программа рассчитана на один год обучения (68 часов), учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, имеющих базовые навыки по  рисунку и живописи, но не имеющих специальной подготовки по даннодисциплине. Программа обладает следующими характеристиками:



•   Программа прогностична и актуальна, составлена с учётом возможной корректировки методики на различных этапах обучения;



•   Для получения максимально полного результата, который прогнозируется заранее, процесс обучения проходит по принципу «от простого к сложному»;



•   Программа является целостной и полностью контролируемой;



•   Программа ставит цели профессиональной ориентации учащихся.



Государственное образовательное учреждение Художественная школа Северного окружного управления Департамента образования города Москвы работает по данной программе с 2003 года. Результаты работы учащихся по данной программе были представлены на международном конкурсе этикетки и упаковки в марте 2003, 2004, 2005, 2006 г.г., проходившем во  ВВЦ «Сокольники», а также на международном конкурсе «Дизайн против мехов» в 2005, 2006, 2007, 2008 г.г. где были отмечены дипломами и ценными подарками.3



Программа включает в себя 10 разделов:



1.  Пояснительную записку.



2.  Учебно – тематический план.



3.  Краткое изложение содержания процесса обучения с описанием технологии прохождения учебного материала.



4.  Описание механизма реализации программы.



5.  Описание условий реализации программы.



6.  Прогнозируемые результаты программы.



7.  Список литературы используемой педагогом.



8.  Список литературы рекомендуемой детям.



9.  Приложение 1. Материалы по организации и проведению мониторинга образовательной и развивающей деятельности.



10. Приложение 2.  Иллюстрации.


Проектная деятельность (дизайн) – является одной из важнейших областей современной художественно – технической культуры. Дизайн характеризуется: разнообразием и широтой применения, силой воздействия на духовную и материальную жизнь общества, идейно – эстетической и материально-практической связью с современными устремлениями человека. Главная цель учебного курса проектирования – дать учащимся представление о дизайне, как  уникальном явлении проектно – художественной культуры современности.4



Задачи учебного курса:



1)  Познакомить учащихся со спецификой  проектно – художественной деятельности и основными методами художественного проектирования.



2)  Научить основным способам владения инструментами и материалами используемыми в проектной деятельности.



3)  Развивать  художественно-творческие способности учащихся.



4)  Воспитывать уважительное отношение к творческой деятельности.


В процессе обучения по данной программе, учащиеся получают как теоретические, так и практические знания в области дизайна. Вся информация, которую получают дети на занятиях, даётся в очень обобщённом виде, но обязательно основывается на интересных для школьников сведениях по истории дизайна с показом  иллюстративных материалов. Учитывая, что объекты дизайна окружают человека повсюду, необходимо в процессе объяснения детям учебного материала, обращать их внимание и на соответствующие определенному разделу программы – предметы дизайна, представляемые в оригинале (предметы быта, мебель, одежда, упаковки и этикетки и т.д.). Объясняя законы проектирования, необходимо выбирать для анализа простые, знакомые детям предметы, обращая их внимание на форму, размер, цвет, материал  то есть всё то,  от чего зависит функциональность, экономичность и эстетичность предмета. Для поддержания интереса детей к предмету, большая часть учебного времени должна отводится практическим работам, которые на элементарном уровне должны знакомить детей с основами проектного «мастерства». Практические занятия должны проводиться в занимательной для детей игровой форме, дающей им возможность почувствовать себя настоящими дизайнерами. Педагог должен подобрать для работы такие объекты, которые были бы близки и интересны школьникам определённого возраста, поэтому в программе предусмотрена вариабильность заданий для 5-7 и 8-9 классов.