Учебная авторская программа
«Школа маленьких художников»
(5-7 лет; 2 года обучения). Москва. 2005 год
Художественная школа Северного округа.
Программа утверждена на заседании Методического совета Художественной школы 17 мая 1999 г. и 21 ноября 2003 г.
Рассматриваемая авторская программа рассчитана на занятия с дошкольниками на базе Художественной школы, т.к. включает в себя не только проведение классных занятий, но и посещение художественных мастерских, школьного музея, проведения различных экскурсий, а также работу на пленэре, проведения лектория для родителей. Широко используется методический и натюрмортные фонды школы и библиотеки. Для контроля результатов учебного процесса используется форма, принятая во всех учебных заведениях изобразительного искусства – просмотр. В первый год обучения просмотры предполагается проводить по окончании каждой четверти, а на 2 году обучения – один раз в полугодие. По результатам просмотра проводится круглый стол и организуется выставка. Родительское собрание проводится на фоне выставленных работ. По уровню создания программа является
институциональной
, по типу –
экспериментальной
. По цели обучения – программа
развивающая
, по содержанию деятельности –
комплексная
, по организации учебного процесса –
долговременной
, т.к. являясь самостоятельной частью учебного процесса в Художественной школе, «Школа маленьких художников» органично вписана в общую методическую концепцию школы и может рассматриваться как подготовительный этап в системе 11-летнего художественного образования. Учебная программа 1 года обучения рассчитана на 133 часа. Занятия проводятся в группе 6-10 человек. Продолжительность урока 30 минут. Время одного занятия 1 час 10 минут (60 минут + 10 минутный перерыв). 2 год обучения — 184 часа. Занятия 2 раза в неделю по 3 часа по 30 минут. Основным дидактическим принципом данной программы является игра. Мы представляем, по существу, систему игровых упражнений, направленных на развитие творческих качеств личности ребенка. Являясь лучшим средством социализации, игра в дошкольном возрасте является наиболее органичной формой обучения детей. Создание коллективных работ, а по сути, объектов для игры, работа в компании единомышленников чрезвычайно благоприятно влияет на формирование личностных качеств малышей. Занятия в «Школе маленьких художников» рассчитаны на 2 учебных года. За это время дети осваивают такие виды деятельности, как лепка, аппликация, оригами. В области изобразительного искусства они приобретают навыки работы с красками; различают и могут назвать цвета и оттенки, удерживают фактуру, могут остановиться на сюжете, рисуют крупно, выразительно. Свободно используют в своей лексике слова: натюрморт, портрет, пейзаж, колорит, композиция и другие. Могут описать работу товарища, выделив, по их мнению, положительные и отрицательные стороны. Благодаря созданию коллектива единомышленников, где ребенка любят, повышается его самооценка, формируется позитивная жизненная позиция, доброе и уважительное отношение к товарищам, чувство локтя.